Украина

среда, 4 сентября 2019 г.

Муравский Шлях. Нестандартный комментарий и история становится другой.



     Историю Муравского Шляха последнее время вспоминают часто, а что были другие пути, называемые Шлях с уточнением направления, почему-то вспоминают редко.
     Существует определенный стандарт при описании Муравского Шляха. Повторять общепринятую историю не буду, а известные факты буду комментировать по-своему.

     В летописях достаточно много пишется о древних торговых путях, соединяющих Азию с Европой, и что они проходили через территорию Киевской Руси, об этом говорят и современные историки, но опять есть но. Историки предпочитают разделять историю "древних торговых путей" и "Шляхи". И тут появляются вопросы. Почему при описании Муравского и других Шляхов забывают о "древних торговых путях" и связывают их только с татаро-монголами? Подмена понятий для фальсификации истории?
     Мое предположение, что "древние торговые пути" и "Шляхи" есть одни и те же пути, так как описания в Летописях совпадают с картами 17 века, поэтому все Шляхи намного древнее, чем принято говорить, в том числе и Муравский Шлях. К тому же слова "путь" и "шлях" одно и тоже, только одно на российском языке другое на русском (украинском).

  • Маленькое отступление. Для всех звучит естественным Муравский Шлях и одновременно игнорируется тот факт, что слово "шлях" является украинским и переводится, как путь, что названия, как Муравского Шляха, так и другие, написаны на картах, на основании местного произношения. Самая старая сохранившаяся карта 1648 года, хотя некоторые Европейские специалисты считают, что она 1639 года, но в данном случае это не так важно. Есть более раннее описание с этими названиями в "Книге большого чертежа" 16 века и в ней использовались старые, общепринятые украинские названия, на украинском наречии и на северных территориях также. Риторический вопрос не по теме статьи. На каком языке говорили в тот период, в том числе и на северных территориях, украинском (русском) или российском? Можно было и промолчать, если бы московская пропаганда так сильно не извратила историю. О языках можно прочитать в статье Емский Указ 1876 года и то, о чем предпочитают молчать. 

     Подчеркну, что каждый Шлях, это удобные сухопутные дороги, они были не только для купцов, которые описаны в летописях, но и чумаков, путешественников, "земледельцев". Шляхами пользовались все.

  • Для тех, кто не знает. "Земледельцами" со времен Киевской Руси и до Указа Петра I на границе 17-18 веков называли свободных людей, которые не имели своих земель и могли переезжать и наниматься на работу в любые дворы или хозяйства, с правом получения дома для жизни. В Киевской Руси существовал отдельный Закон описывающий их права, но это тема для отдельной статьи.

     Хочу напомнить, что в древние времена дорогами считали реки, так как были другие природные условия. Поэтому отдельные сухопутные торговые пути были стандартными для всех и имели свои названия.

  • Многие знают книгу С. Шелухина "Название Украина", изданную в 1921 году, многие цитируют и показывают копии карт из нее, но мало кто акцентируют свое внимание на этих строках: "Как французский купец Мотиэль, так и посол австрийского императора Ерих Лябеота, что ездил в 1594 году к Запорожцам заключать с ними договор, все равно были вынуждены были спрашивать дорогу по названиям на языке местного населения. Географы, картами которых они пользовались, должны были удовлетворить и такие потребности и на древних географических картах книжные названия все больше и больше заменялись местными простонародными. Поэтому и книжные названия Украины Русь, Россия, Роксолания, Сарматия и т.д. постепенно сменились и на картах народным названием "Украина". Эта цитата из книги Шелухина уже мной использовалась в статье Русь – это Украина, а Okraine - не окраина.

     Шелухин писал о названиях территории, но естественно и другие названия на картах стали меняться с книжных на местные. Карты, даже для того периода, можно сказать, составлялись быстро, а вот для названий надо достаточно много времени, чтобы они стали народными и понятными для большинства. Шляхи получали свое название по названию конечной точки, потому что местный народ знал куда идут чужие, куда шли торговые караваны с Азии.

  • Одним из ярких примеров долговечности народных названий может быть прозвище Москвы. Даже в 1980-х использовалось выражение "еду к юркам", то есть "еду в Москву", во всяком случае так было в моем окружении, также "юрки" можно было услышать в общественном месте в разговоре "междусобойчике". Для тех, кто не понимает почему "к юркам" - Юрий Долгорукий начал строительство Москвы в конце 12 века, думаю, дальше повторять историю не надо. Когда москалей стали называть "юрками" естественно неизвестно, но как видим, что и в 20 веке некоторые люди в разговоре продолжали пользоваться этим прозвищем Москвы.


     Два самых длинных пути это Муравский Шлях и Черный Шлях. Оба брали свое начало от Днепра, но в разные стороны. Один в Черную Русь (Волынь) другой к Мурманскому морю, которое в географических кругах имело название Сарматский Океан, а у народа Муреман.
Фрагмент из карты Клювера, которая напечатана в конце статьи
     Карта Клювера 17 века является хорошим свидетелем для восстановления истории. На ней написаны все названия северного моря, в том числе под Мурманским морем написано объяснение: "У руссов Норвегия и Дания Муремани зовутся". Даже эти отдельные факты подтверждают название по конечному месту назначения.

     Муравский шлях идет на север к Муреманам, в Норвегию и Данию, поэтому и получило такое название в народе.
     Вдоль этого основного пути были провинциальные или окружные Шляхи вокруг городищ от одной точки к другой определенного отрезка Муравского Шляха, которые имели свои названия, но все равно Шлях. Примеры местных провинциальных названий, желающие, могут увидеть на карте в Википедии, повторять не буду.
     Муравский Шлях начинался от Днепра и доходил до городища Елец, дальше часть опять водным путем до Твери, другого в древние времена не было, а от Твери до Новгорода опять был сухопутный Шлях.

1648(39) год. Боплан. Генеральная карта Украины.
 
     Муравский Шлях есть на картах Боплана, это были первые карты, или которые сохранились, также он есть на картах Коронелли, Гоманна, Зойтера.


  • Наверно стоит отметить, что на старых картах указанные возвышения часто считают горами, но валы вокруг городищ также отмечали такими знаками. Это могло стать стандартом для понимания, если бы в Украине восстановили часть истории, когда наши земли имели прозвище Гардареки, подробнее в статье Гардареки или Гардарики? Кого так называли?, в России безосновательно считают его своим.

     Муравский Шлях проходил по восточной части Руси и отдельные окружные Шляхи были между городищами Украинской Слободы.

     Некоторыми историками подчеркивается, что Муравский Шлях проходил рядом с Бельским городищем, раскопки которого сейчас проводятся, а археологические находки показывают, что они периода 5 тыс. лет до нашей эры. А если провести анализ материалов из Бельского городища и Муравского Шляха, они совпадут? Если да, то Шлях более древний, чем можно представить.

     Хочу вспомнить Харьков, недалеко от которого проходил Муравский Шлях с окружным Изюмским Шляхом, вокруг Харьковских городищ. О городищах данной территории написано в Летописях, описывающих походы Князя Игоря. Изюм описывают, как центр пересечения торговых путей. В исследованиях Багалея можно найти много интересного о Харьковской губернии, в частности, им описаны находки, которым более тысячи лет и они не были случайно потерянными. Не только у Багалея, но в исследованиях Пассека также можно найти достаточно много для восстановления древней истории Харьковской области.

     Муравский Шлях проходит через восточные городища, что говорит об активной жизни вдоль этого Шляха, а подтверждением являются провинциальные Шляхи на протяжении всего пути. Отдельные фразы в писаниях говорят, что караваны останавливались в городищах.

     Когда описывают постоянные войны, до определенного периода в истории, то в них появляется много нестыковок, зато при описании торговых караванов подобное не наблюдается, плюс описания в арабских книгах до 10 века и археологические находки подтверждают именно эту версию истории. При восстановлении истории всегда возникает много вопросов, об этом мной написано в статье Тема для размышления!

     Об истории восточных территорий Руси очень мало вспоминают, поэтому возникает вопрос: почему? Только Москве выгодно, чтобы считали восточные территории Украины необитаемыми, потому что практически вся их история говорит о московских заслугах по обустройству данных земель. Даже исторические документы старше 18 века можно было найти, как подчеркивал Багалей, только в московских архивах. Ценные древние археологические находки вывезены на территорию России, с первоначальным оправданием: "эвакуация", но возвращены не были. Вопросов много, которые сейчас остаются без ответов.

     Черный Шлях. На карте можно увидеть, что указан не один путь на Волынь, а несколько с подписью "Черный Шлях", направление в Черную Русь через разные территории Руси.
     На карте ниже три пути с названием "Черный Шлях"
1670 год. Боплан.














      Карта с подписью, подтверждающей название Муравского Шляха.
1661 год_Филипп Клювер




      Историю надо восстанавливать, а для этого надо выходить за рамки дозволенного и привычного стандарта. Главное должно быть желание это делать. Отдельные детали могут рассказать больше, чем хорошо рассказанная история.




2 комментария:

  1. У Чернівцях є легенда про назву міста. Що там хати в стародавні часи обмазували землею і здалеку вони виглядали як чорні, ось і Чернівці. Якщо слідувати вашій логіці і подивитися на карту куди веде Чорний Шлях, то не тільки в Чернівцях хати обмазували землею і міста виглядали чорними тому і назва Чорний Шлях

    ОтветитьУдалить